Главная \ Статьи \ Новые форматы Dolby Atmos и DTS X

Новые форматы Dolby Atmos и DTS X

« Назад

30.08.2016 08:50

Объёмное звучание уже давно стало привычной частью комфортного отдыха, будь то поход в кино, на концерт или просмотр любимой передачи в домашнем кинотеатре. В отличие от акустики 2.1, объёмный звук позволяет воссоздать акустическую атмосферу в условиях ограниченного пространства. Развитие технологий пространственного звучания не стоит на месте - не так давно два молодых многоканальных формата Dolby Atmos и DTS:X положили начало новому этапу развития объёмного звука. Что они из себя представляют и в чём их разница, мы рассмотрим в этой статье.

Dolby Atmos

atmos

Формат Dolby Atmos был выпущен компанией Dolby Labs в июне 2012 года. Впервые был использован в мультфильме «Храброе сердце». Atmos способен одновременно обработать 128 звуковых дорожек (объектов) и может просчитывать до 64 звуковых потоков. Изначально система создавалась для коммерческого кино, но позже была адаптирована и под акустику для дома.

DTS:X

Формат DTS:X был выпущен в начале 2015 года компанией DTS (Digital Theater System). Для создания формата используется плагин для монтажных программ MDA Creator. Этот формат стал серьёзным конкурентом для Dolby Atmos, так как имеет меньше ограничений для воспроизведения: для него не имеет значения сколько колонок будет задействовано для воспроизведения, ресивер или процессор рассчитают и оптимально распределят звуки исходя из конфигурации активной модели.

Принцип работы

DTS-X-Entire-System

Главное отличие этих систем от прочих многоканальных стандартов в том, что они базируются не на каналах, а на аудиообъектах. Аудиообъект - это выделенный отдельный звук объекта (стук колёс, жужжание пчелы, полёт пули или падение вертолёта). Концентрируясь на самом объекте, кинорежиссёры решают, где будет находиться источник звука и как он будет перемещаться по мере изменения сцены.

При работе со стандартной многоканальной системой режиссёрам постоянно приходится думать о громкоговорителях, продумывать, из каких колонок будет идти звук от определённого объекта. При работе с Dolby Atmos и DTS:X звукорежиссёр лишь задаёт местоположение источника звука и его путь в трёхмерном пространстве, а ресивер автоматически определяет его позицию и распределяет в нужные колонки. В этих системах каждая звуковая дорожка является отдельным объектом. Некоторые из них, такие как музыка на фоне или голос за кадром, являются статичными. Другие, например, топот копыт - динамичными.

Благодаря этой системе зритель чувствует не только горизонтальное, но и вертикальное положение звука: звуки вертолёта доносятся с потолка, а звуки топота копыт идут по полу.

Различия форматов

Несмотря на колоссальное сходство и практически идентичность двух систем, у них всё же имеется ряд отличий.

  • Для системы Atmos производители рекомендуют определённые комплекты с дополнительными потолочными динамиками (минимальная рекомендуемая конфигурация: акустика 5.1 с двумя дополнительными потолочными колонками), в то время как для использования DTS нет необходимости бежать в магазин за новыми колонками - у него нет вообще никаких списков рекомендуемых конфигураций акустических систем. По словам производителя, формат подстраивается под имеющиеся колонки.
  • В DTS:X диалоги абсолютно изолированы от других аудиообъектов саундтрека, что позволяет регулировать громкость речи на свой слух. В Dolby Atmos подобной функции нет.
  • Использование разных технологий для повышающего микширования.
  • Atmos поддерживает работу 64 колонок, DTS:X же одновременно может работать лишь с 32 колонками.

Схожесть форматов делает их главными конкурентами на рынке объёмного звучания. За счёт того, что Dolby Atmos был первопроходцем в сфере использования аудиообъектов и увидел свет на 2,5 года раньше своего визави, он успел захватить большую часть рынка. С другой стороны, формат DTS:X предлагает некоторые, хоть и не особо значительные, улучшения.

Для потребительского рынка это конкурирование не имеет большого значения, ведь главным остаётся сам факт качественного улучшения объёмного звучания, возможность использовать оба формата и следить за улучшениями и дополнениями, предлагаемыми компаниями.